Учиться, погружаясь в науку
Количество научных школ и специализаций лабораторий настолько велико, что дает свободу выбора в исследованиях и учебе
  • 40+
    Общих дисциплин
  • 1000+
    Спецкурсов
  • 47
    университетов-партнеров по всему миру
  • 38
    кафедр
Зарекомендовавшая себя система обучения

При поступлении ты должен сделать основной выбор между астрономией и физикой. Образовательный процесс построен так, что только после базового обучения, расширив школьные представления, студенты выбирают конкретную область науки: физики – с 3 курса, астрономы – с 4 курса

Далее обучение продолжается на выбранной кафедре с параллельным изучением общих углубленных физических и математических курсов

• Бакалавриат Физика
      Срок обучения – 4 года. На 3 курсе распределение по 35 кафедрам. Выпускники получают Диплом бакалавра по направлению “Физика”
    • Магистратура Физика
      Срок обучения – 2 года. 38 магистерских программ. Выпускники получают Диплом магистра по направлению “Физика”
    • Специалитет Астрономия
      Срок обучения – 6 лет. На 4 курсе происходит распределение по 3 кафедрам. Выпускники получают Диплом специалиста по направлению “Астрономия”
    • Аспирантура
      Срок обучения — 4 года. По некоторым специальностям – 3 года. Обучение строится по индивидуальному учебному плану. За время обучения аспирантом создается и защищается кандидатская диссертация
Направления исследований
Экспериментальная и теоретическая физика
Сотрудники этого отделения занимаются самыми разными проблемами, в числе которых: теория струн, физика реальных кристаллов, биологические микрочипы, высокотемпературная сверхпроводимость, биофизика мембран, статические и динамические свойства новых магнитных материалов, физика наносистем, тёмная материя, молекулярная электроника
Чем заниматься
  • Разрабатывать гетероструктуры, на основе которых создаются прототипы солнечных элементов с эффективностью фотопреобразования 15,5%, что значительно превышает соответствующее значения для известных солнечных элементов.
  • Разрабатывать компьютерные модели и на их основе совместно с Центром сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева выполнять реконструкцию сердечно-сосудистой системы человека
  • Изготавливать и устанавливать биосовместимые имплантаты совместно с Институтом нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко.
  • Разрабатывать методику операции лазерной реваскуляризации сердца и создавать для нее хирургическую установку.
Прикладная математика
Без сильной математической базы невозможно ни одно физическое открытие. На физическом факультете отделение математики представлено такими задачами, как: математические методы анализа и распознавания изображений, компьютерное моделирование, системный анализ сложных физико-технических и социально-экономических управляемых объектов, полиномиальные алгоритмы теории расписаний, эргатические системы управления
Чем заниматься
  • Совместно с Институтом Космических Исследований РАН изучать процессы взаимодействия солнечного ветра с магнитосферами планет Солнечной системы и эволюции токовых слоев различных конфигураций.
  • Изучать и моделировать магнитные поля галактик, решать различные задачи космологии, астрофизики и нейтринной астрофизики.
  • Моделировать кинетику процессов сорбции и взаимодействия ионов в растворах.
  • Решать обратные и некорректно поставленные задачи в геологоразведке (магнитометрия и гравиметрия), электростатике, обработке изображений, оптимизации межконтинентального полёта ракеты.
Физика твердого тела
Научные интересы отделения физики твёрдого тела, как ни странно, гибки и разнообразны и включают в себя такие направления, как: термохимия макромолекул, теория электронных явлений в неупорядоченных полупроводниках, хемоинформатика, полупроводниковые нанокристаллы, спиновые неравновесные состояния, теория конденсированного состояния вещества, выращивание монокристаллов, люминесценция гетероструктур с квантовыми ямами
Чем заниматься
  • Разрабатывать методики, позволяющие проводить точный количественный анализ всех форм гемоглобина в образце донорской крови.
  • Разрабатывать новые материалы: например, сотрудниками отделения физики твердого тела был разработан новый магнитный материал, свойства которого позволяют значительно улучшить характеристики серийных двигателей, такие как: уменьшение массы и габаритов в 2-6 раз и увеличение КПД до 98%. Также использование нового материала уменьшает тепловые потери, дает возможность эксплуатации в жидких средах на любых глубинах и увеличивает ресурс работы электромотора.
  • Разрабатывать технологии и создавать производство биологических протезов клапанов сердца с повышенной биосовместимостью и долговечностью на основе процессов в суб- и сверхкритических средах.
Радиофизика и электроника
Тематика трудов, как и колебания, с которыми в какой-либо мере связаны все исследования данного отделения, имеет большую амплитуду научных интересов, начиная от оптической записи информации, наноплазмоники и углеродной электроники и заканчивая архитектурной акустикой, квантовой оптикой и субмиллиметровой спектроскопией
Чем заниматься
  • Исследовать гравитационные волны, экспериментальное открытие которых произошло при участии Московской группы LIGO.
  • Изучать и создавать системы для дистанционного обнаружения взрывчатых веществ.
  • Работать над созданием квантового регистратора и квантового ретранслятора, а также исследовать систему квантового распределения криптографических ключей: по распоряжению ректора в Программу развития Московского университета включен проект по созданию первой в России университетской квантовой сети.
  • Разрабатывать методы диагностики онкологических заболеваний.
  • Разрабатывать системы акустического мониторинга акватории Арктических морей с возможностью военного применения – обнаружение подводных лодок, и гражданского применения — поиск месторождений полезных ископаемых, экологический мониторинг.
Ядерная физика
Хоть объектов, с которыми работает отделение ядерной физики и не видно даже в самый лучший микроскоп, это направление остается одним из интереснейших на физическом факультете, так как занимается такими темами, как: исследование влияния ионизирующих излучений на биологические структуры, магнитные наноматериалы, астрофизика космических лучей, релятивистская теория гравитации, ядерная медицина и биология, физика ускорения пучков высоких энергий, электронный парамагнитный резонанс
Чем заниматься
  • Принимать участие в экспериментах на Большом адронном коллайдере, где совместно с сотрудниками физфака совершено открытие бозона Хиггса.
  • Разрабатывать радиофармацевтические препараты, такие как «Астат-211» для терапии онкологических заболеваний щитовидной железы.
  • Осуществлять запуск спутников, таких как «Ломоносов», для исследования экстремальных космических явлений в атмосфере Земли, ближнем космосе и Вселенной, «Вернов» – для исследования энергичных транзиентных процессов в атмосфере Земли и высыпаний магнитосферных электронов.
Геофизика
Исследования в области экологии атмосферы, климатических процессов, взаимодействия атмосферы и океана, освоения месторождений полезных ископаемых на дне морей и океанов, эволюции геомагнитного поля, а также разработка методов увеличения нефтеотдачи и мониторинга высотных зданий
Чем заниматься
  • Открывать новые явления и прогнозировать природные катастрофы: например, сотрудниками отделения геофизики были обнаружены особые волны, достигающие пункт наблюдения более, чем на час раньше, чем волны Цунами.
  • Изучать магнитные методы в разведке и разработке месторождений полезных ископаемых.
  • Изучать современные методы вычислительного эксперимента для моделирования разработки нефтяных месторождений.
Астрономия
Научная работа отделения астрономии тесно связана с ГАИШ МГУ, где студенты и профессора изучают: радиоастрономию, физику Солнца, динамику естественных спутников планет, астрометрию, строение галактик и звёздных систем, эволюцию двойных звёзд, гелиосейсмологию
Чем заниматься
  • Предсказывать первое обнаружение сливающихся двойных черных дыр детекторами LIGO.
  • Открывать «гамма-пузыри Ферми» вокруг галактики М31, в галактике Андромеда.
  • Моделировать миграции летучих соединений на поверхности Луны и Меркурия.
Чем заниматься
  • Моделировать кинетику процессов сорбции и взаимодействия ионов в растворах.
Чем заниматься
  • Разрабатывать методы диагностики онкологических заболеваний.
Чем заниматься
  • Открывать «гамма-пузыри Ферми» вокруг галактики М31, в галактике Андромеда.
  • Моделировать миграции летучих соединений на поверхности Луны и Меркурия.
Студенты об учебе